При каждом добром деле возникают искушения. Особенно въедливая страсть, которая мешает людям трудиться вместе и так часто отравляет нашу жизнь, — это раздражительность.Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них — это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная — это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: «Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души». (Преподобный Иоанн Лествичник).Почему люди так часто побеждаются раздражительностью?
Это случается в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, — тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени.
В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу.
Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом.
Вторая, средняя степень — «молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров», т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается.
Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти.
Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев — проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием.
Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью.
«Говорит нам гнев: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением». (Прп. Иоанн Лествичник)
Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех.
Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг — дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам.
«Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)». (Св. Варсануфий Великий)
Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, — такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который трудился в монастырской больнице: «Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага».
Болезнь, неустроенность души и жизни вызывает недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать.
И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему.
«Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе». (Св. Иоанн Пророк)
Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания — такие же несовершенные, как и мы — они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек — это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять «с лету», но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники — такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным — как можно больше слушаться.
«Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения». (Авва Дорофей)
И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви… Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить.
Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: «Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: «Зачем ты не любишь меня?» Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви».
Наверное, наши читатели знают, кто такой преподобный Иоанн Лествичник и почему Церковь его так называет. Но вдруг все же для кого-то это первое знакомство с любимым и почитаемым Церковью святым. Святой Иоанн жил в VI веке и был игуменом горы Синайской. Он написал книгу «Лествица, возводящая к небесам» — настоящий учебник монашеского делания и вообще духовной жизни. Эта книга — одна из самых любимых у многих христиан. В ней авва Иоанн изобразил путь совершенствования души как лестницу, первая ступень которой — отречение от жития мирского, а последняя — союз трех добродетелей — веры, надежды и любви.
Святой Варсануфий Великий жил также в VI веке и подвизался в обители аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Его учеником был другой великий старец — святой Иоанн Пророк. Преподобные Варсануфий и Иоанн составили книгу «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». В ней 850 ответов на вопросы различных лиц — епископов, священников, монахов, мирян. Одни из ответов писал старец Иоанн, другие — большую часть — сам великий старец Варсануфий. Жизнеописатель этих старцев Никодим, монах Святой горы Афонской, пишет так: «Эти блаженные отцы от души возлюбили ближних, благодетельствовали им и оказывали им пользу не только при жизни своей, но и по смерти, ибо оставили всем братиям сию священную книгу, как отеческое наставление чадам своим».
Авва Дорофей был младшим современником и учеником старцев Варсануфия и Иоанна. Свою раннюю молодость он провел в прилежном изучении светских наук, но потом, стремясь достигнуть евангельского совершенства, удалился из мира и поступил в монастырь аввы Серида. Его первым послушанием была работа в монастырской гостинице — и здесь, служа странникам, он выказывал великое терпение и любовь к ближним и Богу. Затем авва Дорофей был сделан начальником монастырской больницы. До нас дошла книга его поучений и посланий, в которых святой говорит в том числе и о служении больным. Неизвестный автор предисловия к его поучениям, который, по-видимому, лично знал преподобного Дорофея, пишет о нем: «В отношении к подвизавшейся с ним братии он имел стыдливость, смирение и приветливость без гордости и дерзости, а более всего — добродушие, простоту и неспорливость… В делах же — усердие и благоразумие, кротость и спокойствие — признак доброго нрава… А прежде всего и выше всего были в нем смирение, радость, долготерпение, целомудрие, любовь к чистоте, внимательность и поучительность». |